Роликовые подшипники, роликоподшипники

Это подшипники качения с роликами внутри. Форма роликов и дорожек качения определяет типы роликовых подшипников и их назначение: цилиндрические (подтип – игольчатые) для радиальных нагрузок; конические для комбинированных нагрузок; сферические и тороидальные – самоустанавливающиеся.

Подшипники качения Подшипники скольжения Шариковые подшипники Роликовые подшипники Корпуса подшипников Подшипниковые узлы Производители подшипников Игольчатые подшипники

Роликоподшипники Роликоподшипник
Подшипники роликовые. Модель Модель роликового подшипника

Роликовые подшипники – это подшипники качения, в которых используются ролики. Роликом считается любое тело качения, не являющееся шариком, то есть имеющее форму, отличную от шарообразной: цилиндрическую, коническую или бочкообразную. Ролики располагаются между кольцами по окружности в один или несколько рядов и катятся по прилегающим поверхностям колец. Между роликом и поверхностью качения образуется линия контакта. Под нагрузкой из-за упругой механической деформации она расширяется до пятна контакта в виде узкой полосы. Его площадь намного больше, чем у пятна контакта в шарикоподшипниках, поэтому по сравнению с ними роликовые подшипники имеют более высокую грузоподъемность, но меньшую допустимую скорость вращения.

Роликоподшипники классифицируются по форме роликов – цилиндрические, игольчатые, конические и сферические, и числу их рядов – однорядные роликовые подшипники, двухрядные роликовые подшипники и многорядные роликовые подшипники.

Подшипники с цилиндрическими роликами – самый распространенный тип. Они предназначены для высоких радиальных нагрузок. Особенностью цилиндрических роликоподшипников является наличие на кольцах качения бортов, ограничивающих осевое перемещение роликов. При необходимости плавающей конфигурации, борта размещаются только на одном кольце.

Разновидностью цилиндрических роликоподшипников являются подшипники с игольчатыми роликами. Длина игольчатого ролика, по крайней мере, в 5 раз больше его диаметра. Игольчатые роликоподшипники занимают очень мало места по диаметру.

Конические роликоподшипники устроены таким образом, что все поверхности тел и дорожек качения являются усеченными коническими поверхностями, сходящимися в одной точке. Таким образом, оси роликов образуют с осью подшипника угол контакта. Важно отметить, что он отличается от угла контакта в радиально-упорных шарикоподшипниках – по сути, с геометрической точки зрения это дополнительные углы. Конические роликовые подшипники отлично воспринимают тяжелые комбинированные нагрузки.

В сферических роликовых подшипниках поверхности качения имеют сферическую форму, а ролики – форму бочки. Благодаря особенностям конструкции, подшипники со сферическими роликами являются самоустанавливающимися. Обычные сферические роликоподшипники содержат два ряда роликов, редко – один ряд роликов. Их вариантом являются тороидальные роликоподшипники с поверхностями качения, имеющими форму тора, и одним рядом роликов.

Большинство роликовых подшипников однорядные, почти так же широко распространены двухрядные; модели с большим количеством рядов используются реже. Двухрядные роликовые подшипники могут выдерживать комбинированные силовые нагрузки, многорядные хорошо справляются с моментными нагрузками.

Роликовые подшипники широко используются в промышленности для тяжелых нагрузок и специфических условий работы, например, в прокатных станах и мощных электрогенераторах.

По сравнению с шариковыми подшипниками роликовые обладают более высокой грузоподъемностью, но сильнее нагреваются и имеют меньшую предельную скорость вращения.