Самым распространенным видом нагрузки на вращающийся узел является радиальная, то есть приходящаяся под прямым углом к валу. Используемый в этом случае подшипник должен быть сконструирован так, чтобы выдерживать такую нагрузку. Далее речь пойдет о простейших подшипниках качения.

Подшипники качения Подшипники скольжения Шариковые подшипники Роликовые подшипники Корпуса подшипников Подшипниковые узлы Производители подшипников Игольчатые подшипники

Радиальный шариковый подшипник Радиальный шариковый подшипник
Радиальные шариковые подшипники. Модель Модель радиального шарикового подшипника

Радиальные шариковые подшипники предназначены для радиальных нагрузок, то есть нагрузок, направленных поперек оси вращения подшипника. Большинство радиальных подшипников могут воспринимать и небольшие осевые нагрузки. Радиальные шарикоподшипники имеют два цилиндрических кольца, наружное и внутреннее, между которыми расположен кольцевой ряд шариков. Шарики катятся по дорожкам качения, расположенным на внутренней поверхности наружного кольца и на наружной поверхности внутреннего кольца.

Основными характеристиками радиальных шариковых подшипников являются радиальная грузоподъемность, которая может составлять от нескольких граммов до сотен тонн, предельная скорость вращения, достигающая у небольших подшипников нескольких сотен тысяч оборотов в минуту, а также габаритные размеры – внутренний диаметр, наружный диаметр и ширина.

В наиболее широко распространенном типе радиальных шариковых подшипников между шариками имеется некоторое расстояние, которое выдерживается с помощью сепаратора. Эти радиальные подшипники имеют глубокие непрерывные дорожки качения на внутреннем и внешнем кольцах. Они могут принимать значительные радиальные нагрузки и умеренные осевые нагрузки в обоих направлениях. В англоязычной терминологии эти радиальные шарикоподшипники, не имеющие бокового паза для ввода шариков, называются подшипниками Конрада, по имени их изобретателя.

Другой тип, радиальные шариковые подшипники с пазом для ввода шариков, или подшипники с максимальным количеством шариков, способны выдерживать более высокие радиальные нагрузки, чем такие же подшипники без пазов. Однако из-за наличия паза осевые нагрузки на эти бессепараторные подшипники должны быть небольшими и прилагаться только в сочетании с тяжелыми радиальными. Кроме того, скоростные возможности этих радиальных подшипников скромнее из-за отсутствия сепаратора.

От этих основных типов происходят другие разновидности подшипников, предназначенные для решения специальных задач. Например, двухрядный радиальный шарикоподшипник имеет вдвое большую радиальную грузоподъемность, чем такой же однорядный радиальный шарикоподшипник, но для его изготовления требуется большая точность.

Радиальные шарикоподшипники имеют внутренние зазоры между кольцами и шариками, чтобы скомпенсировать сжатие при установке. Они также нивелируют расширение подшипника, вала и корпуса при нагреве. Перед установкой следует проверить спецификации производителя по допускам соответствующего подшипнику вала и посадочного места. Подшипник может как напрессовываться на вал, так и впрессовываться в гнездо. Например, подшипник натяжного шкива обычно имеет внешнюю прессовую посадку.